Экспрессивный балагур и вдумчивый прагматик. Мастер эффектных деталей и автор классических интерьеров. Дизайнер Вячеслав Чупов пришел в профессию в 90-е и сумел не потеряться в ней в эпоху кризиса и медиа-шума.

Автор более 200 интерьеров по всей России, Вячеслав привлек наше внимание проектом в  Грозном, что и послужило поводом для встречи в Центре Дизайна Мануфактура 5.

дизайнер Вячеслав Чупов
дизайнер Вячеслав Чупов в Центре Дизайна Мануфактура 5 Ампир Декор

— Как дизайнер из Москвы получил заказ из Грозного?

— Сарафанное радио, которое в дизайне приносит до 90% заказов. Заказчики увидели одну из моих предыдущих работ и приняли решение пригласить в Грозный. Для меня поездка стала колоссальным опытом в плане проникновения в другую культуру: я жил в семьях, которые меня принимали, и многое стало понятно в этнически-политических вопросах.

проект Вячеслава Чупова, Грозный, Чечня
проект Вячеслава Чупова, Грозный, Чеченская республика

— Проект, над которым Вы работали, можно назвать родовым имением?

— Это часть большого родового имения, сейчас оно строится, перестраивается. Моя работа заключалась в проектировании. Заказчики мне задали очень четкие рамки, вплоть до того, что прописали все материалы. Традиционно там используется большое количество камня, и, надо отметить, местные строители — профессионалы своего дела. Гранит, мрамор, железо — со всем умеют работать.

проект Вячеслава Чупова, Грозный, Чечня
проект Вячеслава Чупова, Грозный, Чеченская республика

— В плане декорирования заметили какие-то национальные особенности?

— Я заметил, что там часто оформляют вход в комнату текстилем. За дверью сразу идет карниз с тяжелыми портьерами, причем используется ткань определенного вида, которая говорит о статусе хозяина дома. Выбором тканей традиционно занимаются женщины, там много внутренних правил, касающихся орнаментов, цветов. В общем, многое для меня осталось загадкой. Я закончил свою часть работы, а контроль над проектом вел уже из Москвы.

проект Вячеслава Чупова, Грозный, Чечня
проект Вячеслава Чупова, Грозный, Чеченская республика

— Не обидно, что проектирование занимает столько времени, но оставляет автора без эффектных фото для соцсетей?

— Так в свое время получилось с программой «Квартирный вопрос» с Лией Ахеджаковой. Я занимался проектированием кухонной зоны в ее загородном доме, делал все чертежи и в кадр не попал. Но зато мы вместе с Лией Меджидовной ходили под ручку выбирать плитку. Честно, спокойно это воспринял. В нашей семье уже есть медийная знаменитость: мой сын. Иван стал финалистом программы «Мастер-шеф Дети» и занял 3-е место на Worldskills Junior в номинации «Поварское дело». Он ведет инстаграм, где публикует фото своих работ, делает какие-то невероятные архитектурные конфеты.

— То есть умение чувствовать формы передается по наследству?

—  Наверное. Для меня проектирование — это самая любимая работа. Это то, что привело меня в профессию. В 1991 году, когда только начиналась компьютерная эпоха, я узнал о программе AutoCad. Она захватила меня полностью. За пять лет учебы в своем автомобилестроительном институте я изучил AutoCad досконально. И после института сразу поступил на курсы дизайна интерьеров при Строгановском училище.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова, Москва

— И чем запомнились первые проекты?

— Экспериментами. Мне всегда было интересно делать что-то нестандартное. Тогда в России только-только появился гипсокартон, его научились гнуть и размачивать, и я начал делать какие-то нестандартные потолки. Следом появился дюрополимер, с которым мне до сих пор нравится работать: просто, быстро, результат легко корректировать. Потом технологии шагнули еще дальше: мембранные потолки, тканевые. В общем, я и сейчас люблю удивить заказчиков. Сложные потолки и освещение — одна из моих особенностей. Когда люди готовы к экспериментам, могу хоть кратер вулкана сделать.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова, Москва

— Или лабиринт майя как в одном из Ваших проектов?

Действительно, в московском ЖК Шуваловский у меня есть проект с потолком в виде лабиринта майя. Заказчица изначально хотела что-то оригинальное. Естественно, если мне закажут классический интерьер, то потолок я сделаю по правилам: центральный светильник, багет, карниз с подсветкой. С классикой приходится работать чаще. Поэтому, к моему дизайнерскому сожалению, в большинстве случаев получаются спокойные, ровные интерьеры.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова с потолком-лабиринтом, Москва

Интерьеры у Вячеслава Чупова, может, и спокойные, но фото санузлов Вашего авторства гуляют по всему интернету.

— Драйвовый санузел — это да, на это я могу уговорить клиента. Например, красная ванна, красный глянцевый потолок, черные стены. Я могу это аргументировать: вы вошли в маленькое помещение, получили визуальный драйв и вышли обратно в свою бежевую коробочку. Спасибо большое заказчикам, что в этом плане позволяют мне делать то, что хочу. Из последних проектов интересный санузел получился в квартире на Мичуринском проспекте в Москве: под старину, с бачком наверху, с ручкой на цепочке, за которую надо дергать, латунной трубой, аксессуарами под бронзу. Хозяин квартиры тут же забрал этот «кабинет» себе.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова, Москва

— Получается, что дизайн от Вячеслава Чупова — это продуманное проектирование, сложные потолки, интересные санузлы и…

— Универсальность. Для меня идеальный интерьер — это когда я помогаю людям создать универсальное помещение, которое позднее они могут трансформировать самостоятельно с помощью перестановки мебели, покупки декора. Например, телевизор сегодня здесь, а завтра меняем диван с телевизором местами. Уже солнце по-другому падает, другие акценты. И людям это тоже нравится. Заказчики часто звонят и благодарят, что я предугадал дополнительные розетки или скрытые кабели. Даже если это классический интерьер, мне нравится предугадывать возможные перестановки.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова, Москва

— Если не классика, то какой стиль назовете cвоим фаворитом?

— Как художник на заказ я готов работать с любым стилем. Но есть вещи, которые лично мне нравятся больше остальных. Например, бионический стиль. Взять Заху Хадид: архитектора, перед которым я преклоняюсь. Что она делала с формами, дух захватывает. Кристаллические решетки, цепочки ДНК, молекулы – такие формы привлекают человека на подсознательном уровне. Бионический стиль очень комфортен именно для городского жителя. Потому что наши дома-коробочки ограничивают мышление.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова, Москва

— Постойте, а как же мода на минимализм?

— А вы знаете, что люди, которые которые лет эдак назад сделали себе интерьеры в стиле минимализм: черный венге на кухне, ровные фасады, простые прямые двери, — сейчас приходят и просят что-то помягче? Устали люди, пошел откат назад к классическому провансу, шале. Сложно, конечно, в квартире в Москве сделать шале. Но ту же этнику — легко, и бионику тоже. И уже человеку станет более комфортно в собственном жилище.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова, Москва

— Тогда как Вы оцениваете обойные тренды этого года: тропики, ар-деко и геометрию?

— Геометрия в моих проектах идет тяжело, потому что в мегаполисе люди и так устают от искусственных форм. Это может быть вариантом для подростков, но не для семейных пар и точно не для бабушек и дедушек. Тропики — хорошая тема, особенно там, где есть отсылка к этническим мотивам. К примеру, я люблю использовать обои с банановыми листьями. В таком дизайне человек отдыхает, даже если листья будут сложного оттенка. Еще хорошая тема — стабилизированные цветы, мох. Лично мне всегда хочется включить в интерьер кусочек природы. Ар-деко хорошо в спальнях, гостиных, в прихожей зоне. А современная крупная геометрия — нет, у меня она практически не идет.

проект Вячеслава Чупова, Москва
проект Вячеслава Чупова, Москва

— Что для Вас китч, и нужно ли вступать из-за него в дискуссии с заказчиками?

— Мы часто спорим об этом с коллегами. Конечно, хочется людей научить, хочется им показать, как правильно. Но, в первую очередь, надо слушать клиента. Задача дизайнера как психолога — верно просканировать ожидания заказчика. Безусловно, нужно предложить альтернативу и предупредить о последствиях каких-то решений. Но если человек настаивает на китче, и у меня не получилось его переубедить, я не буду биться в истерике и хлопать дверью. Если я действительно увижу, что это его желание — я сделаю. У меня был такой проект: классический интерьер, темные ореховые двери, паркет, большая квартира. И заказчик сказал: «Хочу, чтобы на этих итальянских дверях по двести тысяч рублей нарисовали русалку, стоящую на хвосте». Пришел художник, нарисовал просто жутких русалок с выпученными глазами и губами. Клиент был в восторге, исполнилась его какая-то детская мечта. Почему нет? Каждый сам творец своего мира. Я этому научился у Питера Портерса.

Вячеслав Чупов и Питер Портерс в посольстве Бельгии в Москве
Вячеслав Чупов и Питер Портерс в посольстве Бельгии в Москве

Во время знаменитой поездки с победителями конкурса «В Бельгию с Ампир Декор»?

— Точно. Мы попали в гости к Питеру Портерсу (Pieter Porters, известный бельгийский декоратор – прим.), и я понял, что дом может быть космосом. Это полное переосмысление подхода к дизайну: всё можно двигать, переставлять, интерьер постоянно меняется, отражает личность владельца. Питер делает ремонт каждые полгода и приемы использует самые простые. Была лепнина белая — покрасил, стала бирюзовая. И пусть стыки видны — неважно. Главное, что в этом пространстве хочется жить, это не музей. Такой подход я разделяю полностью.

Связаться с Вячеславом можно через официальный сайт www.vchupov.com или инстаграм vchupov