Где заканчивается дизайн, и начинается психология?

Алексей Цурпал провел встречу в формате доверительной беседы и ответил на множество вопросов гостей Мануфактуры 5.

Инстинкт гнездования, то есть обустройства собственного жилища, является одним из древнейших человеческих инстинктов. Немудрено, что дизайнеры сталкиваются с зачастую необъяснимым и нелогичным поведением заказчиков. Так как же сделать процесс общения понятнее и предсказуемее?

Любой процесс принятия решений с точки зрения нейробиологии и устройства человеческого мозга проходит по примерно такой схеме:

Определение цели (формируется из абстрактных фантазий в мечту с желанием обладания) – Оценка реальности (через анализ ресурсов всех видов) – Продумывание возможностей (планирование) – Шаги к реализации

Как уверен Алексей Цурпал, дизайнер к этой цепочке должен подключаться на этапе продумывания возможностей и подводить клиента к реализации. А вот определить цель и объективно оценить реальность – это задача психолога. Поэтому если клиент с самого начала демонстрирует метания и колебания – лучше мягко и тактично, но посоветовать ему обратиться к психологу.

Главный принцип взаимопонимания: говорить на одном языке

Чтобы вас понял китаец, с ним надо говорить на китайском. Поэтому задача дизайнера подстраиваться под клиента, отражая его психотип как в зеркале. Алексей предложил использовать следующую классификацию:

Сенсорики – мыслят конкретным опытом, им проще сделать, оценить результат и переделать, чем долго рассуждать.

Интуиты – мыслят возможностями, очень часто мечутся между вариантами, им надо помочь сделать финальный выбор.

Этики – мыслят отношениями, для них важно, чтобы их действия понравились окружающим.

Логики – для этого типа людей важнее всего логическое построение работы, ее структурирование на конкретные и объяснимые этапы.

Это применимо к так называемым «нормальным» клиентам, не страдающим неврозом. Если же ваш клиент невротик, то здесь тактика общения меняется.

Профессиональный совет: никаких треугольников

Любые треугольные отношения — это ловушка, выбраться из которой можно лишь с большими эмоциональными и временными потерями. Знаменитый треугольник Карпмана представляет замкнутую систему, где участники постоянно меняются ролями: Спасатель – Преследователь – Жертва.

В такой тип отношений дизайнер оказывается втянут практически всегда, когда делает проект для семейной пары, где у каждого из супругов есть свое видение результата. В этом случае общение нужно сводить либо к диалогу с одним участником семейного союза (например, разграничить, что решения стоимостью до 100 000 рублей принимает один супруг, а свыше – другой). Либо, наоборот, вовлекать в треугольник четвертого, независимого арбитра (будь то теща или свекровь). Как ни странно, это поможет снять напряжение и принесет в общение большую стабильность.

Универсальная формула успеха от Алексея Цурпала:

Придерживаться своей позиции и анализировать действия других людей по простой схеме:

  • Оценка ресурсов
  • Оценка навыков
  • Оценка психологических барьеров

Все остальное сделает та самая магия случая и удачи, что тоже является частью нашей психологии!

 

 

Отзывы дизайнеров и студий

comments